Цифровые технологии – один из приоритетов развития сферы здравоохранения во всем мире, ежегодно этот рынок увеличивается на четверть. Процесс может обеспечить прорыв в доступности и качестве услуг без роста расходов на здравоохранение. А потому развитие цифровой медицины осуществляется при активном участии государства. Не является исключением и Россия, где уже внедряются несколько заметных по мировым масштабам информационно-аналитических проектов.
Объем глобального рынка цифровой медицины в прошлом году, по данным Global Market Insights, достиг $51,3 млрд. К 2024 году ожидается его рост более чем в 2 раза – до $116 млрд.
Ключевые направления развития цифровой медицины в краткосрочной перспективе:
- Внедрение электронных медицинских карт.
- Развитие концепции «подключенный пациент» – мониторинг состояния и предоставление медицинских услуг с помощью встроенных интеллектуальных устройств.
- Телемедицина.
Основные плюсы цифровизации здравоохранения:
- Финансовые – экономия расходов за счет сокращения контактов пациентов с врачами и модернизации организационной системы оказания услуг.
- Социальные – рост доступности качественной медицинской помощи.
- Профессиональные – повышение качества услуг за счет сокращения количества врачебных ошибок, развития предиктивной медицины, повышения эффективности клинических исследований.
Технологические аспекты цифровой революции в здравоохранении.
- Внедрение электронных медкарт и устройств для удаленного мониторинга пациентов во многом связано с применением BigData.
- Удаленный мониторинг пациентов, телемедицина зависят от сетевой доступности и развития технологий «интернета вещей».
- В долгосрочной перспективе ожидается рост использования технологий 3D-печати для создания кожи и органов.
В России передовыми проектами в сфере цифровизации сферы здравоохранения выступают две информационные платформы:
- Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Она свяжет информационные системы всех медицинских организаций и профильных ведомств, позволит вести унифицированные электронные медицинские карты и регистры лиц с определенными заболеваниями. Сейчас уже в 83 регионах внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты 46 млн пациентов, есть возможность для электронной записи к врачу и пр. В этом году в пилотном режиме заработал личный кабинет «Мое здоровье» на портале госуслуг.
- Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС), которая работает с 2012 года. Количество пользователей портала превышает 9 млн пациентов и 10 тысяч медицинских работников. На портале можно записаться на прием, получить направление на обследование, оформить больничный лист и медицинскую карту. 97% выдаваемых в Москве рецептов – электронные. Москва — единственный мегаполис, в котором все поликлиники объединены в единую систему.
Государство занимается развитием образования и профессиональной переподготовки кадров с учетом цифровизации здравоохранения.
- В 2016 году на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова создана первая в стране кафедра информационных и интернет-технологий в медицине. Планируется открытие аналогичных кафедр и в других вузах.
Но есть проблемы, мешающие внедрению информационных технологий в медицину.
- В сфере законодательства только начинается процесс адаптации под новые технологические реалии. В мае правительство одобрило законопроект о телемедицине, который позволит оказывать дистанционную медицинскую помощь – проводить консилиумы, консультации, отслеживать состояние здоровье больных на расстоянии, выписывать электронные рецепты и справки. Применение закона будет опробовано сначала в ряде «пилотных» регионов, а затем уже внедряться по всей стране.
- Другая проблема связана с технологическим фактором, а именно недостаточным уровнем интеграции в единую сеть и дефицитом подключений к сетям высокоскоростного интернета как у врачей, так и пациентов. Подключение всех государственных медицинских организаций к ЕГИСЗ планируется к 2025 году. При этом реализация проекта по устранению цифрового неравенства, который предполагает подключение к интернету для жителей сельских, удаленных и труднодоступных районов, пока сталкивается с объективными сложностями в финансировании.